Святое Богоявление
Крещение Господа нашего Иисуса Христа

6 января


Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Тройческое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя Сына именуя,
и Дух в виде голубине
извествоваше словесе утверждение.
Явлейся Христе Боже
и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней,
и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя:
пришел еси и явился еси,
Свет Неприступный.







КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
- христианский праздник, основанный на одноименном событии евангельской истории (греч. термин baptisma (в славяно-русской традиции – "крещение") означает буквально 'погружение в воду', 'омовение'). Крещение Господне - Святое Богоявление в современном русском православном календаре относится к числу двунадесятых господских праздников и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.

Богоявление на Востоке
Древний праздник Эпифании (греч. эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – "Богоявление"), 6 января, имеет египетское происхождение и впервые упоминается Климентом Александрийским († ок. 215 г.). До V в. включительно он замещал для восточных христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 декабря). При этом Эпифания имела "синтетический" характер, включая в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время. После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова, смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Поскольку в этот день древние христиане совершали массовое крещение оглашаемых, то образное название этого таинства – "свет", "просвещение" – часто употреблялось в качестве названия самого праздника ("Просвещение", "День светов") в древнехристианских источниках.
Из статьи Рубана Ю.И. "Святое Богоявление. Крещение Господне"

Почерпните воду с веселием от источника спасения
свящ. Алексий Хотеев

На великий праздник Крещения Господня существует традиция освящения воды. Причем такое же освящение совершается накануне, в крещенский сочельник. Эта традиция установлена как воспоминание крещения Господня на Иордане и как подготовка для крещения тех, кто готовился в этот день принять христианскую веру (т.н. «оглашенных»). По этой причине и сам праздник получил тройное наименование: Богоявление – в честь открытого явления Сына Божия народу и согласного свидетельства о Нем Отца («Сей есть Сын Мой Возлюбленный») и Святого Духа (в видении голубя), Крещение – в честь крещения Господа Христа от Предтечи Иоанна в водах Иорданских и Просвещение – от обычая принимать в этот день христианское крещение.

В церковном действии великого освящения воды нашли свое выражение многие из этих библейских образов, особенно евангельский образ «воды живой» – знак благодати Духа Святого. С молитвою в воду погружается крест, и вода, омывшая изображение распятого Христа, становится святою. С веществом воды преподается теперь незримая благодать Божия. Ей окропляются в знак очищения дома, и она принимается с благоговением натощак в течение всего года. Как необходима для тела человека вода, так же необходима для его души и благодать Божия. Насколько уместно звучат во время богослужения слова пророка Исаии: «Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш…Он придет и спасет вас…и превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» (Ис. 35,3-7), «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис.12,3).

 http://azbyka.ru/